Свойства информации полезная :: Польза и вред
Свойства информации полезная
Личная: наши знания, умения, интуиция.
Свойства информации
Объективность – не зависит от чего-либо мнения.
Достоверность – отражает истинное положение дел.
Полнота – достаточна для понимания задачи и принятия решения.
Актуальность – важна и существенна для настоящего времени.
Ценность (полезность, значимость) обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения.
Понятность (ясность) - выражена на языке, доступном получателю.
Кроме того информация обладает еще следующими свойствами.
Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего-либо).
Важнейшими среди них являются:
- дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков);
- непрерывность (возможность накапливать информацию).
Динамические свойства связаны с изменением информации во времени:
- копирование – размножение информации;
- передача от источника к потребителю;
- перевод с одного языка на другой;
- перенос на другой носитель;
- старение (физическое – носителя, моральное – ценностное).
Практические свойства - информационный объем и плотность.
Информация хранится, передается и обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в различной форме:
1) Знаковой письменной, состоящей из различных знаков среди которых выделяют символьную в виде текста, чисел, спец. символов; графическую; табличную и т.д.
2) В виде жестов или сигналов.
3) В устной словесной форме (разговор).
Представление информации осуществляется с помощью языков, как знаковых систем, которые строятся на основе определенного алфавита и имеют правила для выполнения операций над знаками.
Язык – определенная знаковая система представления информации. Существуют:
Естественные языки – разговорные языки в устной и письменной форме. В некоторых случаях разговорную речь могут заменить язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожных);
Формальные языки – специальные языки для различных областей человеческой деятельности, которые характеризуются жестко зафиксированным алфавитом, более строгими правилами грамматики и синтаксиса. Это язык музыки (ноты), язык математики (цифры, математические знаки), системы счисления, языки программирования и т.д.
В основе любого языка лежит алфавит – набор символов/знаков.
Полное число символов алфавита принято называть мощностью алфавита.
Носители информации – среда или физическое тело для передачи, хранения и воспроизведения информации. (Это электрические, световые, тепловые, звуковые, радио сигналы, магнитные и лазерные диски, печатные издания, фотографии и т.д.)
Информационные процессы - это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации (т.е. действия, выполняемые с информацией). Т.е. это процессы, в ходе которых изменяется содержание информации или форма её представления.
Для обеспечения информационного процесса необходим источник информации, канал связи и потребитель информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник её получает (воспринимает). Передаваемая информация добирается от источника до приемника с помощью сигнала (кода). Изменение сигнала позволяет получить информацию
Информация - третья фундаментальная величина
Путь истины - это общее достояние. Он расстилается перед каждым из нас. Учение - это наша повседневная пища. Никто не может им пренебречь.
В получении наград не будь впереди других. В совершении добрых дел не будь позади других. Получая от других, не бери больше положенного тебе. В добрых делах не делай меньше доступного тебе.
Каким бы великим делом ты ни был занят, если ты прогнал суетные мысли, - значит, ты достиг совершенства. Как бы ни преуспевал ты в учении, если ты освободился от власти вещей, - значит, ты познал, что такое мудрость.
Контакты:
Адрес: 420039, Казань, ул.Гагарина, 101А
Тел: (843)
?общественной, значимой для большинства членов общества; это такие виды информации, как:
* общественно-политическая (то, что мы получаем в основном из средств массовой информации);
* научно-популярная (научно осмысленный опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.);
* обыденная (которой мы обмениваемся в процессе повседневного общения);
* эстетическая (изобразительное искусство, музыка, театр и др.).
Но выделенные виды информации вряд ли будут полезны, когда речь идет о технических или социотехнических системах. В этом случае интерес может представлять деление на виды в зависимости от формы представления информации.
Общение между людьми (да и любая коммуникация в общем случае) не мыслится без того, чтобы передаваемая информация была как-то выражена, зафиксирована с помощью знаков или сигналов, оформлена в соответствии с правилами, понятными всем субъектам общения.
Рассмотрим некоторые виды информации в зависимости от формы ее представления.
Текстоваяинформация: текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.
Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена преимущественно в словесной, текстовой форме.
Числоваяинформация: таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда, статистические данные о населении страны и др.
В «чистом» виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.
Вы получили телеграмму: «Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера». В данном тексте «двенадцатого» и «восемь» мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.
Графическаяинформация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии.
Такая форма представления информации наиболее наглядна и доступна для восприятия и осознания, так как сразу передает необходимый образ, а словесная и числовая требует мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления часто не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемых данных. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, чисел и графических изображений.
При решении задач по геометрии мы одновременно используем чертёж (графика), пояснительный текст (текст), численные расчёты (числа и операции над ними).
Звуковаяинформация: речь, музыка, звуковые сигналы.
Данный вид информации также важен в процессе коммуникации. Звуковые сигналы привлекают наше внимание (звонок на перемену, вой сирены), пробуждают чувства (музыкальные произведения), создают определенный настрой (тембр голоса собеседника).
Некоторое представление о разнообразии подходов к выделению видов информации может дать определение информации, приведенное в энциклопедическом словаре, где говорится, что информация - это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.
В приведенном определении выделены четыре вида информации по различным способам(субъектам) обмена:
* социальная(человек - человек);
* техническая(человек - автомат, автомат - автомат);
* биологическая(информация в животном и растительном мире);
* генетическая(передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).
Существуют и другие варианты классификации информации по видам:
* по сфере применения информации (экономическая, географическая, социологическая и пр.);
* по характеру источников информации (первичная, вторичная, обобщающая и пр.);
* по характеру носителя информации (информация, «зашифрованная» в молекулах ДНК или в длинах световых волн; информация на бумажном или магнитном носителе и пр.).
Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.
Химики, физики, биологи используют классификацию по характеру носителя информации. В теории информации прежде всего рассматриваются источники информации. В социологии наиболее интересным является сфера применения и общественное значение информации.
Когда речь идет о компьютере, то наиболее часто выделяются виды информации в зависимости от формы ее представления.
Компьютер помогает человеку, хранить, передавать, преобразовывать информацию текстового, числового, звукового, графического и комбинированного вида.
В настоящее время мультимедийная(многосредовая, комбинированная) форма представления информации становится основной в вычислительной технике. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.
3. Свойства информации
Информация нам нужна для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает нам в этом? Знание свойств информации может помочь человеку оценить в каждом конкретном случае, насколько решения, принятые на основе имеющейся информации, могут быть верными.
Свойства информации можно рассматривать и как ее качественные признаки.
1. Информация - это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве важного свойства информации можно выделить ее объективность.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 °С» - объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания, пристрастий конкретного субъекта.
2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Только достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостовернойинформация может быть по следующим причинам:
* преднамеренное искажение (дезинформация);
* искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
* в случае, когда значение реального факта приуменьшается или преувеличивается (слухи, «рыбацкие истории», реклама, политические дебаты).
3. Чтобы решить поставленную задачу, лучше иметь полнуюинформацию.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Мечта историка - иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, а воспоминания подвергаются искажению.
Неполнаяинформация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: «Недоученный хуже неученого».
Избыток информации может быть так же вреден при принятии решения, как и ее недостаток, поскольку для анализа и обработки дополнительной информации требуется время. А время для человека - один из самых дефицитных и дорогостоящих «ресурсов» его жизни, не говоря уже об экстремальных ситуациях,» когда от быстроты принятия решения может зависеть очень многое. Заметим, что самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
4.Актуальность (своевременность) информации - важность, существенность её для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу.
Неактуальнойинформация может быть по трем причинам, когда она является:
* устаревшей (прошлогодняя газета);
* преждевременной (прогноз погоды на лето, данный в январе);
* незначимой, ненужной (например, сообщение в российской прессе о том, что в Италии снижены цены на проезд в транспорте на 5%).
5. Информация может быть полезнойили бесполезной (ценностьинформации).
Но, так как четкой границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого.
Примем во внимание, что небольшой процент «бесполезной» информации в книгах даже полезен для читателя, так как он позволяет отдохнуть при чтении неинформативных участков текста.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
6. Поскольку во многих подходах к определению понятия «информация» подчеркивается, что информация воспринимается, получается кем-то, то важным свойством информации является ее понятность. Даже самая актуальная и достоверная информация будет для вас бесполезной, если она выражена на незнакомом языке, то есть вам непонятна.
Любую информацию можно характеризовать с точки зрения ее объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности и понятности.
Социальнаяинформация обладает еще и дополнительными свойствами.
Социальная информация имеетсемантический (смысловой) характер.
Как правило, содержание, смысл информации для человека важнее, чем форма её представления.
Социальная информация имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например, изобразительного искусства).
Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) либо специальных языках.
Многие алгоритмы, встречающиеся в профессиональной деятельности экономистов, технологов и т.п., могут быть представлены в словесной форме, записаны на языке математики - в виде математических формул, либо на языке блок-схем.
С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированиеминформации (кумуляция - от латинского cumulatio - увеличение, скопление).
Свойство старенияинформации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю информацию.
Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) - медленнее.
Логичность, компактность, удобная форма представленияинформации облегчает понимание и усвоение информации.
Грамотное, доказательное выступление, когда оратор логично переходит от одного вопроса (факта, предположения) к другому, воспринимается лучше, чем сумбурная речь.
Использование схем нередко лучше проясняет принцип работы технического устройства, чем многостраничные описания.
При восприятии и понимании текстов человеком важным свойством информации оказывается ее определенность(однозначность).
«И вскрикнул внезапно ужаленный князь!» Внезапно вскрикнул или внезапно ужаленный? «Сережа встретил Свету на поляне с цветами». С цветами был Сережа или с цветами была Света? А, может быть, цветы росли на поляне?
Многозначность слов, фраз, жестов нередко затрудняют общение, приводят к недоразумениям и конфликтам. Заметим, что в художественных произведениях многозначность, «игра слов» часто используется как литературный прием, повышающий интерес читателей, будящий их воображение, позволяющий посмотреть на описываемую ситуацию с разных точек зрения.
Вывод
Информация всегда связана с материальным носителем.
Носитель информации - среда для записи, хранения и передачи информации.
Носителем информации может быть:
Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 6.
Свойства данных, информации и знаний
Содержание
Раздел 1. Свойства информации, мера информации, носители информации
ТЕМА 1 ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Лекция 2
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
1.7. Свойства данных, информации и знаний
1.8. Носители и источники информации
1.9. Классификация информации в правовой системе
Далее обсудим свойства информации, выступающей в разных видах, которые существенно характеризуют возможности ее использования для подготовки и принятия решений.
Репрезентативность данных(или представительность) означает способность собранных данных адекватно отобразить свойства описываемого ими явления. Важное значение здесь имеют:
• правильный отбор объектов для сбора данных
• определение набора существенных признаков для измерения; ' достаточное количество объектов;
соответствие данных формулировке задачи, для решения которой осуществляется сбор данных.
Именно репрезентативность данных во многом определяет, насколько пригодной для подготовки и принятия решения будет полученная после обработки этих данных информация. Как мы знаем, информация появляется после того, как сформулирована задача, для решения которой существующие данные отбираются, обрабатываются и представляются — уже в виде информации.
Точность данных, принято выделять:
• формальную точность, измеряемую значением единицы последнего разряда числа;
• реальную точность, измеряемую значением единицы последнего разряда, достоверность которого гарантируется;
• максимальную, или достижимую, точность, которая может быть получена при конкретных условиях сбора данных;
• необходимую точность, определяемую требованиями задачи, для решения которой данные собираются.
Достоверности данных— это способность представлять описываемые объекты с заданной по условиям решаемой задачи точностью. Проблема достоверности экономических данных — одна из главных, определяющих целесообразность внедрения информационных систем: достоверность — это ключевой показатель данных. Существует известный принцип Джайгоу (Gigo principle): «Полезная информация не может быть получена из некачественных данных». На практике достоверность определяется погрешностью данных, на которую влияют также следующие факторы:
• точность измерения данных;
• методика измерения или расчета;
• полученные искажения, вносимые в данные на разных этапах информационного процесса заинтересованными лицами.
В случае когда погрешность полностью определяется факторами, степень влияния которых можно оценить (как, например, точность данных), такие данные еще называют надежными. Ясно, что данные, которые могут быть сознательно искажены в чьих-то интересах, не являются надежными и делают автоматизацию информационного процесса с их использованием бессмысленной. Теперь можно сформулировать понятие «хорошие данные» — это репрезентативные, точные и надежные данные. Наличие хороших данных — необходимое условие получения полезной информации, т.е. такой, которую можно объективно рекомендовать использованию для принятия решения.
Свойства информации - достоверность, полнота, актуальность, своевременность, адекватность, доступность, избыточность, полезность
Определим своего рода потребительские свойства, которые характеризуют полезную информацию, отличие от данных, которые более соответствуют синтаксическому аспекту рассмотрения информации, допускающему формальные количественные оценки, информация как таковая нас интересует прежде всего в семантическом, содержательном аспекте. Это означает, что мы должны будем использовать для оценки порой субъективные или качественные факторы. Два из них — актуальность и своевременность информации — зависят от времени.
Достоверность информации. Под достоверностью информации понимается ее соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.
Полнота информации. Под полнотой информации понимается ее достаточность для принятия решения.
Актуальность информации.Актуальность — это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, в частности, основаны многие современные системы шифрования данных и механизмы электронной подписи. Лица, не владеющие ключом (методом) для чтения данных, могут заняться поиском ключа, поскольку алгоритм метода обычно доступен, но продолжительность этого поиска столь велика, что за время работы информация теряет актуальность и, соответственно, связанную с ней практическую ценность.
Своевременность информацииозначает, что она получена в нужный момент принятия решения, без опоздания. Информация, поступившая после принятия решения, скорее всего, не нужна. С другой стороны, не всякая заблаговременность предоставления информации хороша: может быть утрачена ее актуальность.
Адекватность информации- понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание.
Доступность информации — это мера возможности получить ту или иную информацию за определенный период времени. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной.
Полезность информации - степень необходимости информационного объекта для данного субъекта.
Избыточность информации. Если необходим информационный подобъект, но он является неотъемлемой частью большого информационного объекта, то передается весь объект. Так, например, чтобы осознать пару-тройку глубоких философских истин, нужно прочитать целую книгу.
Отметим, что между информацией и данными находятся методы обработки, превращающие данные в информацию. Если эти методы адекватны, т.е. выбраны правильно и применены верно к «хорошим» данным, тогда свойства данных можно перенести и на информацию: например, говорить о точной и надежной информации.
Свойства знаний.
Как мы знаем, знания формируются из обработанной информации, используемой и уже использовавшейся для принятия решений, так что положительные свойства и данных, и информации в знаниях молчаливо предполагаются. Поэтому знания характеризуются свойствами несколько иного типа.
Знания могут существовать в следующих видах:
• предметный или конкретный, использующий информацию из конкретной области, — это методики принятия решений для конкретно поставленной задачи (например, как спилить дерево, как обработать древесину, как сделать лодку и весла, как плыть на лодке по реке и т.д.);
• концептуальный, или обобщающий, использующий информацию из многих областей и определяющий, как извлекать знания из информации, — это методологии (например, принципы кораблестроения, землеведения, управления компаниями и т.д.);
• метазнания (знания о знаниях) — генерируют новые знания.
Примеры метазнаний в конкретной области:
химия — таблица Менделеева, предсказавшая появление новых химических элементов;
генетика — теория гомологических рядов Н.И. Вавилова, предсказывающая наличие растений с данными свойствами в конкретном районе;
физика — теория цепных реакций Н.Н. Семенова, объясняющая происхождение химических или ядерных реакций, в результате которых появляются энергия или новые продукты, способные продолжать цепную реакцию;
• обобщающие, или концептуальные, метазнания — это теория научных заключений, выводов;
• метаметазнания — философия науки.
Знания могут выступать как интеллектуальный капитал и как институциональный регулятор. В качестве институционального регулятора конкретные знания выступают в виде множества существующих документов — решений, правил, стандартов, законов, кодексов и т.п., регулирующих конкретную деятельность компании, отрасли и взаимодействие между ними. В этом случае обобщающие, или концептуальные, знания — это сформулированные принципы законотворчества, правила создания регламентирующих документов. Метазнания в институциональной среде — это законы об исполнении и исправлении действующих законов.
Подобно данным информация и знания также могут существовать в структурированном и неструктурированном видах. Сообщение, содержащее структурированную информацию, появляется в виде решения поставленной задачи обработки данных, представленного в соответствии с заданной формой либо стандартом. Эта форма или стандарт определяется возможным использованием информации в последующем принятии решения и его документальном оформлении. Неструктурированная информация появляется из сообщения, выраженного в свободной форме: устной, письменной, графической и т.д. На основе неструктурированной информации можно принимать решения, но ее нельзя использовать для автоматической обработки. Структурированные знания фиксированы, формируют интеллектуальный капитал и существуют в виде публикаций, документов, стандартов. Неструктурированные знания — это знания, содержащиеся в квалификации специалистов; по существу, это неосязаемый интеллектуальный капитал компании. Искусство управления компанией во многом определяется умением менеджеров создать среду, которая может стимулировать работников максимально использовать накопленные знания.
Существуют также всем известные «неписаные законы», формулируемые группами людей, объединенных по какому-либо признаку: религиозному, этническому, криминальному и т.п. Кеннет Эрроу отмечает, что такие группы формируют так называемые «невидимые институты» (invisible institutions), которые могут «врастать» в официальную институциональную инфраструктуру. В результате такой деятельности могут появляться и «писаные» законы, отражающие интересы не государства или компании, а именно этих групп.
Подведем некоторые итоги. Чрезвычайно сложно определить информацию вообще. Более продуктивно рассматривать ее как единство трех разновидностей: данных, собственно информации и знаний.
Далеко не всегда можно получить точную оценку меры информации. Семиотический подход наиболее продуктивен при попытке определения метрик информации. Наиболее простая мера — количество информации описывается строгим соотношением Шеннона только в случае синтаксического или технологического подхода. Информация в семантическом и прагматическом аспектах не имеет объективной меры.
<== предыдущая лекция |